Афины (греч. Αθ?να) — столица Греции, нома Аттика и номархии (префектуры) Афин. Располагается в Центральной Греции и является экономическим, культурным и административным центром страны. Названы в честь богини Афины, которая была их покровителем. Афины имеют богатую историю; в классический период (V век до н. э.) город-государство достигло вершины своего развития, определив многие тенденции развития позднейшей европейской культуры. Так с городом связаны имена философов Сократа, Платона и Аристотеля, заложивших основы европейской философии, трагиков Эсхила, Софокла и Еврипида, стоявших у истоков драмы.
История
Афины были важным городом на протяжении большого периода наивысшего расцвета греческой культуры. Во времена золотого века Греции (около 500 года до н. э. до 300 до н. э.) был центром культуры и интеллигенции, и являлся колыбелью западной цивилизации. Именно идеи и практики Древних Афин, которые опираются и уходят корнями в культуру древнего города, мы называем сегодня — «западная цивилизация». После золотого века Афины по-прежнему оставались богатым городом и центром культуры и знаний до эпохи Римской империи.
Философские школы были закрыты в 529 году императором Византийской империи Юстинианом I. За 200 лет до этого в Византийской империи христианство было назначено официальной религией. Афины потеряли былое величие и превратились в провинциальный город. Между XIII и XV веком на город претендуют византийские, французские и итальянские рыцари из Латинской империи. В 1458 году турки захватили город и он стал частью Оттоманской империи. Население города сократилось в связи с ухудшением условий жизни после падения империи. Многие районы города (в том числе и старинные здания) были уничтожены в течение XVII—XIX веков, а город контролировали несколько группировок.
Афины были почти заброшены и необитаемы, когда они стали столицей нового Греческого Королевства в 1833 году. В последующие десятилетия Афины развивались и стали современным городом. Следующим этапом было расширение в 1923 году после Малоазиатской катастрофы, когда были созданы многие районы, главным образом хаотично, беженцами из Малой Азии. Во время Второй мировой войны город был захвачен немцами. После войны город вновь рос, особенно в 1960-е годы, когда произошёл бум в строительстве, и было возведено множество бетонных коробок на окраинах города.
Вступление Греции в Европейский союз принесло новые инвестиции в город, а вместе с тем проблемы с автомобильным движением и загрязнение атмосферы.
В истории Афин имели место и многие другие события. Это события 3 сентября 1863 года. Город был центром многих движений, в том числе освободительное движение во время Второй мировой войны. Также переворот 21 апреля 1967 года и события 1974 года, когда пала военная хунта и восстановился демократический режим в Греции.
Архитектура и план застройки
Население Афин вместе с пригородами составляет около 3,7 млн человек (а также примерно 500 000 непостоянно проживающих иммигрантов). Это больше трети населения всей Греции.
Центр Древних Афин располагался вокруг Акрополя (Ακροπ?λης), занимал районы Тисио (Θησε?ο) и Плака (Πλ?κα). Эти районы сегодня являются туристическим центром города, вместе с площадью Синтагма (Σ?νταγμα), районом Колонаки (Κολων?κι) и холмом Ликавит (Λυκαβηττ?ς). Площадь Монастираки (Μοναστηρ?κι) является крупнейшим торговым районом города и центром туризма. Центром современного города является площадь Синтагма (Σ?νταγμα), где расположены старый королевский дворец, парламент и многие здания XIX века. В течение 3 лет после Второй мировой войны здесь было построено большое количество многоэтажных зданий, которые составляют современную картину города.
Старое здание Афинского университета, расположенное на проспекте Панепистимиу (Λεωφ?ρος Πανεπιστημ?ο), является одним из самых стильных в городе, наряду с Национальной библиотекой (Εθνικ? Βιβλιοθ?κη) и Академией Афин (Ακαδημ?α Αθην?ν). Эти три здания, известные как «Афинская трилогия», построены в XIX веке. Вместе с тем образовательная деятельность была переведена в университетский городок Зографу (Πανεπιστημιο?πολη Ζωγρ?φου). Также крупными учебными заведениями являются Национальный технический университет (Εθνικ? Μετσ?βιο Πολυτεχνε?ο (Ε.Μ.Π.)), один из крупнейших в Европе, и Экономический Университет Афин (Οικονομικ? Πανεπιστ?μιο Αθην?ν), известный ранее как Высшая школа экономических и коммерческих наук (Ανωτ?τη Σχολ? Οικονομικ?ν και Εμπορικ?ν Επιστημ?ν).
Транспортная инфраструктура
В город Афины возможно попасть двумя дорогами: национальной автострадой Афины — Ламия, которая вступает в город с севера, и национальной автострадой Афины — Коринф, которая ведет на запад города. Афины также доступны через порт Пирей, Рафина и Лаврион. Также был открыт современный международный аэропорт Афин «Элефтериос Венизелос» («Ελευθ?ριος Βενιζ?λος»). Это первый греческий город, в котором действует метрополитен.
Система общественного транспорта в Афинах состоит из троллейбусов, автобусов, а также рельсового транспорта (метро, пригородные электропоезда и трамваи).
Афинское метро одно из наиболее современных в мире на сегодняшний день. Оно состоит из трех линий, которые на картах обозначаются разными цветами. Зелёная линия старейшая в современном метрополитене, и используется для связи Пирея и Киффисии, через центр Афин. Две другие линии строились в 90-х годах, и были запущены в 2000 году. Эти линии проходят исключительно под землей, на глубине 20 м и средней ширине туннеля 9 метров. Синяя линия соединяет Эгалео (Αιγ?λεω) с аэропортом, а красная соединяет Айо-Димитрио (?γιο Δημ?τριο) с Перистери (Περιστ?ρι).
Автобусный парк состоит из автобусов с двигателями внутреннего сгорания (дизельное топливо и газ), а также троллейбусов. Новая трамвайная линия соединяет центр Афин (площадь Синтагма) с Глифадой и Нео Фалиро двумя линиями.
На гору Ликавиттос можно подняться на фуникулёре, трасса которого проходит внутри холма. Он работает с 8.45 до 0.45 в летнее время (кр. четверга, когда часы работы с 10.45 до 0.45) и с 8.45 до 0.15 зимой (кр. четверга, когда часы работы с 10.45 до 0.15).
В Афинах функционирует множество такси (жёлтого цвета), которые помогают разгрузить общественный транспорт. Афинское такси дешевле чем в других странах, но предоставляет услуги более низкого качества.
Аэропорт находится к востоку от Афин, около Спаты и связан с городом автодорогой и железнодорожной линией.
Две автомобильные дороги в Афинах: Афины — Патры (GR-8A, E65/E94) и Афины — Салоники (GR1, E75), а также внешнее кольцо (Αττικ? Οδ?ς), которое связывает эти дороги, начинаясь у Элефсиса (Ελευσ?να) и заканчивая у международного аэропорта.
Достопримечательности эпохи Древней Греции и Древнего Рима
Акрополь
Башня Ветров
Театр Диониса
Ликавит
Одеон Герода Аттика
Афинская агора
Храм Зевса Олимпийского
Ареопаг
Стоя Аттала
Библиотека Адриана
Храм Гефеста
Музеи и общественные здания
Археологический музей Керамика
Византийский и Христианский музей (Bασ. Σοφ?ας 22)
Национальный Археологический музей (Τοσ?τσα 1)
Национальный Исторический музей (Σταδ?ου 13 και Κολοκοτρ?νη)
Театральный музей (Афины) (Ακαδημ?ας 50)
Музей Акрополя
Музей Древней Агоры
Музей Элефтериоса Венизелоса (Π?ρκο Ελευθερ?ας)
Музей греческого народного творчества (Κυδαθηνα?ων 17)
Музей греческого детского творчества (Κ?δρου 9)
Музей греческих народных музыкальных инструментов (Διογ?νους 1-3)
Музей исламского искусства (Ασωμ?των 22 & Διπ?λου)
Музей истории Университета Афин (Θ?λου 5)
Музей Канеллопулоса (Θεωρ?ας 12 και Παν?ς)
Музей кикладского искусства (Νεοφ?του Δο?κα 4)
Музей Бенаки (Κουμπ?ρη 1 και Πειραι?ς 138)
Музей города Афины (Παπαρρηγοπο?λου 7)
Новый музей Акрополя (Μακρυγι?ννη 2-4)
Музей нумизматики (Πανεπιστημ?ου 12)
Детский музей (Κυδαθηνα?ων 14)
Военный музей (Ριζ?ρη 2)
Железнодорожный музей (Σι?κου 4)
Музей почты (Πλατε?α Παναθηνα?κο? Σταδ?ου 5)
Корабли-музеи «Олимпия» (реконструкция древнегреческой триремы) и «Георгиос Авероф» (броненосец) в афинском пригороде Фалер